Игнашина Е.В. Древнерусское лицевое и орнаментальное шитье в собрании Новгородского музея: Каталог. — Великий Новгород: «Моби Дик», 2003. — 128 с. с илл. Есть раннесредневековые образцы. Полезно как справочник, какие именно виды вышивки были известны в разное время, на каких изделиях применялись. http://ifolder.ru/9036228
Отправлено: 05.10.09 16:19. Заголовок: Вышивка из верхней ч..
Вышивка из верхней части оежды
Верхняя Волга (граница Нвгородской, Ростово-суздальской и Смоленской земель), X-XIII вв. Если быть точнее, то Избрижье, ныне Тверская область, 47 курган. Журнал "Родина" № 2, Юлия Степанова, Мода в древней Руси 2006 с. 67.
"В фондах Новгородского музея-заповедника хранится обшлаг от одежды князя Владимира Ярославича - строителя Софийского собора, захороненного там в 1052 г. На червчатом шёлке прекрасно сохранилось древнерусское золотное шитьё, узор которого, как установлено реставрационными работами, заимствован с орнамента вытканного византийского пояса XI в., обнаруженного в той же гробнице."
Фехнер М.В. "Шёлковые ткани в средневековой Восточной Европе". Советская археология, выпуск 2 за 1982 год.
Опястье 11 в. Новгородский музей.
4,5 x 23,3
Шелковая ткань, золотные и шелковые нити, серебро,золочение.
Вышит орнамент в виде «древ жизни». Шитье выполнено прядеными золотными и шелковыми нитями «на проем». Фон — красная шелковая ткань. К краю пришиты две серебряные позолоченные пуговицы.
Вышивка из Деревяницкого могильника. Все, что из Деревяницкого могильника - это не церковное, от одежды.
Первая вышивка - птицы в кругах и дерева - размер 4,8 х 40,2 см. Шелковая ткань, холст, шелковые нити. Вышиты чередующиеся изображения птиц и «древа жизни», заключенные в круги. Шитье некручеными шелковыми нитями «на проём». Фон — коричневая шелковая ткань, подкладка — холст.
Вторая вышивка - ангелы в арках - 4,8 х 14,8 см Шелковая ткань, холст, золотные и шелковые нити. Изображены поясные фигуры пяти ангелов в полукруглых арках. По верхнему и правому краю располагается орнамент в виде плетенки. Шитье прядеными золотными и некручеными шелковыми нитями «на проём». Фон — коричневая шелковая ткань, подкладка — холст. Обнаружены в 1977–1979 годах в ходе раскопок Деревяницкого могильника.
Отправлено: 06.10.09 14:05. Заголовок: В захоронении св. Лю..
В захоронении св. Людмилы была найдена льняная ткань украшена вышивкой (Milena Bravermanova "The oldest textile items from the reliquiary tomb of St. Ludmila" [в:]Jerzy Maik "Priceless Invention of Humanity - Textiles. NESAT VIII". , но она датируется 1024 -1040 гг.
По другим данным это не вышивка, а узорное ткачество.
Dějiny užitného řemesla od Velké Moravy po dobu gotickou. K.Benda, D. Hejdouvá a kol. 1999, Praha , который вместе мне прислал Вотан из Curia Vitkov www.curiavitkov.cz . K nejstarším hedvábným textiliím náleží tři fragmenty z doby dvou století od počátku 9.st. do počátku 11.st. První fragment byl vlepen do přídeší evangeliáře z devátého století (Kapitulní knihovna v Praze). Je to zelenomodrá hedvábná tkanina se symetrickým vzorem dvou jezdců na koních obklopených kruhy. Látka patří k nevelké skupině tkanin s tímto typem motivů, označovaných někdy jako "královští lovci lvů" které se většinou zachovaly jako obaly vzácných ostatků. Nejnověji se považují za výrobky cařihradských (Konstantinopol) dílen z konce osmého či počátku 9.st. (J. Beckwith). Další tkaniny pocházejí z pohřbu členů panovnické rodiny. nevelký fragment s dvojicí přísně stylizovaných ptáků v kruzích, datovaný obvykle kolem roku 1000, byl do Svatovítské královské hrobky přenesen ze staršího knížecího pohřebiště a dnes jej nelze spojit se jménem žádné osoby. Poslední hedvábná tkanina, zachovaná v poměrně velkém kusu asi ze závěsu nebo přehozu, byla nalezena ve schránce s ostatky sv. Ludmily ve svatojiřském kostele na Pražském hradě. Vzor jednobarevné, snad červené tkaniny dnes okrového tónu tvoří reliéfní vazebné efekty: ve velkých medailonech vzájemně spojených menšími terči je umístěna dvojice ptáků kolem stromu života. I tento typ tkanin je zachován v řadě dokladů, provedených různými technikami. Hlavním zástupcem skupiny, jejíž původ je kladen do islámských dílen Předního Orientu je tzv. kasule sv. Bernwarda z Braunweileru z počátku 11. století (S. Müller-Christensenová, 1960). Mezi tkaninami zahalujícími ostatky svaté Ludmily byl nalezen rovněž nevelký ale vzácný fragment lněné tkaniny s geometrickým vzorem zalamovaných linií a svastiky, které tvoří brošující útek. Podobné lněné tkaniny z osmého až devátého století jsou známy z Egypta. Později tento druh ušlechtile vzorovaných tkanin zdomácněl patrněi v evropských zemích (fragment v relikviáři sv. Heriberta v Kolíně n. Rýnem z dvanáctého století). Tuto tkaninu můžeme s největší pravděpodobností považovat za nejstarší z kněžnina pohřbu, přičemž její cizí původ nelze vyloučit."
Для справки: Людмила - жена Боривоя. Они - моравская княжья семья. Жили счастливо, но недолго. После кончины супруга на трон взошел сын и благочестивую Людмилу взялась изводить невестка, лоббирующая языческие интересы в стране. Бабу Люсю сослали в Течин. Однако, невесткин сын (Вячеслав) в итоге оказался нормальным мужиком и восстановил справедливость. Останки перенесены были в Прагу. В костел св. Георгия.
Однако, неясно, чьи конкретно эти останки. Принято считать что св. Людмилы. (с) Goh
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 5
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет