On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
Руководитель Клуба




Сообщение: 446
Зарегистрирован: 06.04.09
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.07.09 11:51. Заголовок: Изучение средневекового судоходства на северо-западе Руси


Экспериментальное судостроение и проблемы изучения средневекового судоходства на северо-западе Руси







П. Е. Сорокин



Изучение проблем древнего судоходства представляет собой отдельное направление в морской или гидроархеологии. Первоначально для этого используются письменные документы и изучаются топонимы на судоходных трассах. Позднее начинают привлекаться археологические признаки, указывающие на функционирование водных путей: 1) наличие на их побережье находок импортов и иностранных монет, 2) существование на водных путях укрепленных пунктов и сторожевых постов, контролировавших продвижение по ним, 3) наличие археологических памятников в ключевых точках пути (порожистые участки, места смены условий плавания), 4) частично островной характер расселения в рамках одной культуры, с приуроченностью зон оседлости к трассе пути, 5) находки судовых деталей в археологических слоях прибрежных поселений и в погребениях. В последнее время перспективным направлением в изучении средневекового судоходства стало моделирование плаваний с использованием различных типов судов, включая копии древних — представляющие собой реконструкции археологических находок. Это позволяет не только определить оптимальные типы плавсредств и скорость движения их на отдельных участках пути, но и лучше понять взаимосвязь размещения археологических памятников с существовавшей в древности системой судоходства.

В историографии уже длительное время продолжается дискуссия о типах судов, плававших по Балтике и внутренним водным системам, связанным с ней. По мнению шведского археолога Э. Нюлена, большие корабли викингов типа Гокстадского и Усебергского использовались для Атлантического плавания, на Балтике же применялись плавсредства типа «море—река», которые должны были легко и быстро передвигаться как на веслах, так и под парусом, без особых затруднений переволакиваться через водоразделы и при этом иметь достаточные размеры и грузоподъемность для морского плавания. К таким судам исследователь отнес судно, обнаруженное в озере Тингтаде на Готланде, с размерами 8 м в длину и 2 м в ширину. Датский ученый О. Крумлии-Педерсен полагает, что суда, проходившие из Швеции через русские реки в Византию, были легкие и узкие, длинной до 12—16 м, что обеспечивало их маневренность при преодолении порожистых рек. Он исключает возможность использования для таких мероприятий судов, аналогичных найденным в Скульделеве и Гокстаде.

Отдельным аспектом этой проблемы является вопрос о водном сообщении между Скандинавией и Северо-Западной Русью. К выводу о разнотипности судов, ходивших из Балтики до нижнего течения Волхова и далее по рекам Восточной Европы, пришли в своих работах В. А. Брим и Е. А. Рыдзевская, по мнению которых смена больших морских судов на речные плоскодонные происходила в Старой Ладоге. Другой позиции по этому вопросу придерживался А. М. Микляев, полагавший, что водное сообщение по Волхову в эпоху викингов отсутствовало, а поездки из Ладоги в Новгород совершались по суше.

По нашему мнению, Старая Ладога посещалась большими судами викингов, включая и суда таких размеров, как Гокстадское и Усебергское. Некоторые из обнаруженных здесь археологических судовых деталей: заклепки, стойка корабельного навеса, граффити на бересте с изображением большого морского корабля, — позволяют с достаточной степенью уверенности утверждать это. В раннее время — до X в. — килевые клинкерные суда средних размеров поднимались и вверх по Волхову. Начиная же с этого столетия движение по этой реке осуществлялось преимущественно на малых килевых (типа лодей 1—3 из Гокстада), однодревных и больших плоскодонных судах. Причинами этого изменения навигационной системы, подтверждаемого как письменными, так и археологическими данными, были понижение уровня воды в Волхове, что усложнило прохождение порожистых участков на нем, а также; вероятно, происшедшие па Севере Руси политические изменения, приведшие к тому, что конечным пунктом плавания морских судов — единственным морским портом региона становится Старая Ладога.

В последнее время данные письменных и археологических источников по средневековому судоходству, все чаще дополняются материалами, полученными в результате проведения научных экспериментов. Наиболее ценные научные результаты дают эксперименты, проводимые с использованием точных копий (реплик) археологических судов на водных путях с условиями судоходства, адекватными тем, которые существовали в средневековье.

Работы по реконструкции судов эпохи викингов начинаются в скандинавских странах сразу же после появления первых археологических находок такого рода. Уже в 1893 г. В Норвегии была сделана реконструкция корабля из Гокстада, использованная для путешествия в Америку, Однако массовое строительство копий судов викингов начинается только в середине нашего столетия. К настоящему времени выполнено уже несколько десятков таких реконструкций, и если первоначально они строились, преимущественно, в целях популяризации исторического прошлого, то в последнее время задачами таких проектов все чаще становится изучение средневекового судостроения и судоходства. Крупнейшим научным центром, занимающимся этой проблематикой, является музей судов викингов в Роскильде (Дания). В 1984 т. здесь была построена реплика археологического судна XI в. Скульделев 3, получившая название Poap Ere. Особенностями этого проекта было то, что в его рамках реконструировался не только внешний облик судна, но и средневековый технологический процесс, включая способы изготовления железных заклепок, обработки древесины, строительства судна и его оснащения.5 Двумя годами позже в 1986 г. В Швеции, при участии датских специалистов, на основе тех же принципов было построено судно Арнльот, представляющее собой реконструкцию археологической лодьи из погребения Вальсгерде 14. Специфика этого проекта состояла в том, что деревянные детали судна не сохранились и воссоздание осуществлялось только на основе судовых заклепок, размеры и расположение которых позволяли получить информацию о параметрах и устройстве погребенной лодьи."

Именно такие суда используются в скандинавских странах для моделирования раннесредневековых плаваний. При этом учитываются и изменения условий судоходства на средневековых водных маршрутах — так, О. Крумлин-Педерсен считает, что исчезновение порожистых участков на реках Восточной Европы не позволяет выдерживать здесь чистоту эксперимента и поэтому проводить его необходимо в других более диких местах, к примеру на реках Южной Америки, где условия судоходства могут быть сопоставимы с древне-европейскими. Именно в таких регионах следует, по его мнению, искать этнографические аналогии судам, проходившим в средневековье по восточноевропейским водным трассам.7

В последние годы экспериментальные работы были осуществлены и в водах Северо-Запада России. В 1986 г. северный участок пути «из варяг в греки» был пройден на ялах экспедицией «Нево». Позднее — в 1990—1993 гг. здесь были осуществлены экспериментальные плавания на судах «Скинфакс» (уменьшенная копия датского торгового судна XI в.- Скульделев 3), «Хаверн» (уменьшенная копия. Гокстадского корабля), «Нево» (гипотетическая реконструкция древнерусской морской лодьи).

В 1994 г. по историческому водному пути из Центральной Швеции в Северо-Западную Русь проходила научно-исследовательская экспедиция на судне «Айфур». Это судно, представляющее собой собирательную реконструкцию, основанную на материалах более раннего шведского проекта «Крампмакен» (1979—80 гг.), судовых находок из могильника Вальсгерде, изображениях судов на рунических камнях, было построено на Готланде в 1991—92 гг. группой энтузиастов, объединенных в ассоциацию. Размеры его составляют — 9 м в длину и 2,2 в ширину. Для его изготовления использовались различные материалы: сосновые доски обшивки были соединены в клинкер медными Заклёпками; шпангоуты были изготовлены из ели, а руль и судовые блоки из дуба. В движение судно приводится с помощью прямоугольного паруса площадью 20 кв. м и восемью гребными веслами, расположенными по четыре с каждого борта.

С 27 июня по 15 июля Айфур проследовал из озера Меларен к Аландским островам и далее вдоль побережья Финляндии, находясь все время в пределах видимости берега, дошел до Выборгского залива. На этом участке маршрута было сделано несколько дневных остановок и плавание в условиях открытого моря, в основном, совершалось под парусом.

Участие в проекте российской стороны началось с момента вхождения судна в территориальные воды России Содействие в осуществлении проекта и культурные мероприятия были организованы Выборгским, Староладожским и Новгородским музеями-заповедниками, Санкт-Петербургским отделением РАН, а также экспедициями ИИМК РАН в Старой Ладоге и на Рюриковом городище.

Общая протяженность пути в водах северо-западной России составляла около 550 км. Плавание здесь происходило в 3 этапа: 1 — Выборг — Санкт-Петербург с 17 по 19 июля, 2 — Санкт-Петербург — Старая Ладога с 21 по 28 июля, 3 — Старая Ладога — Новгород, Рюриково городлще с 30 июля по 6 августа. Наибольшая часть маршрута — около 310 км, в основном по рекам Неве и Волхову, была пройдена на веслах — в условиях почти полного отсутствия ветра; около 200 км преимущественно в Финском заливе и на Ладоге, прошли под парусом; и около 40 км, в местах с быстрым течением (районы Ивановских порогов на Неве, Волховских и Пчевских порогов на Волхове), были преодолены путем переволакивания судна с помощью каната вдоль берега. На все это плавание было затрачено около 155 часов чистого времени, таким образом средняя скорость составляла около 3,5 км/ч. Наибольшая скорость достигалась в Финском заливе — 6,4 км/ч., а наименьшая при прохождении Невы — 2,1 км/ч.



Чистота научного эксперимента по ряду причин объективного и субъективного характера нарушалась, однако фиксация этих отклонений и введение соответствующих поправок в полученные показатели позволили избежать значительных ошибок в результатах моделируемого плавания. Несомненно, условия судоходства на водном пути из Балтики в Приильменье подверглись значительным изменениям с эпохи средневековья. Исчезновение порожистых участков на Неье и Волхове, обозначение фарватеров знаками, наличие маяков и использование навигационных карт и приборов существенно облегчает судовождение. Однако, с другой стороны, такие сооружения, как мосты, лодочные гаражи, плотины и дамбы, напротив, значительно осложняют его. На участке от Петербурга до Новгорода экспедиция сопровождалась группой на грузовом автомобиле, в задачу которой входила транспортировка снаряжения, заготовка продуктов и воды. Экипаж судна, состоявший из 9—10 человек, менялся в процессе экспедиции, за исключением нескольких человек, прошедших весь маршрут от Сигтуны до Рюрикова городища. Учитывая, что в состав экспедиции входили представители самых различных социальных групп и профессий, не имевшие, в основном, специальной физической подготовки, плавание происходило, в среднем 6—11 часов в сутки и задача прохождения максимально возможных расстояний не ставилась.

Влияние всех этих факторов на результаты эксперимента достаточно велико, однако обстоятельства, облегчающие современное судоходство по сравнению, со средневековым, в основном уравновешиваются условиями его осложняющими, поэтому данные, полученные в ходе плавания, можно считать близкими к моделируемым и использовать для решения поставленных проблем. Так, при ежедневном. 12-часовом плавании путь от Выборга до Новгорода занял бы около ..13 суток, а среднесуточная проходимость . составила бы 42,3. км. Путешествие от Сигтуны до Выборга, занявшее около двух недель времени, могло бы быть значительно .ускорено при условии круглосуточного плавания, что представляется достаточно вероятным для морских участков пути, когда оно, преимущественно, совершается под парусом.

Полученные данные, в основном, совпадают со сведениями на этот счет, имеющимися в письменных источниках и с результатами ранее проведенных экспериментов. Таким образом, можно констатировать: плавание по маршруту Бирка — Рюриково городище в зависимости от .погоды,, типа судна и режима движения занимало две-четыре недели времени. Анализ полученных в результате экспериментов данных, свидетельствующих о значительных вариациях суточной проходимости судов, при. различных условиях, не позволяет говорить о строгой этапности в движении по водным .путям, поэтому остановки на них делались, преимущественно, в ключевых, пунктах и при необходимости в крупных центрах

Для получения более ясной картины о судоходстве на Волховско-Ладожско-Невском пути в средневековье необходимо проведение экспериментов с копиями других основных типов судов, распространенных здесь в это время, — больших плоскодонных плавсредств с прямыми бортами и судов, созданных на однодревной основе. Помимо исследования скорости движения и условий плавания по водным путям, требуется организация экспериментов по грузоперевозкам и транспортировкам групп людей. Все это даст новую информацию, которая существенно расширит наши представления о средневековом судовом деле и о месте различных типов судов в инфраструктуре древнерусской экономики.





«Новгород и Новгородская Земля. История и археология». Материалы научной конференции




Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 2 [только новые]


Руководитель Клуба




Сообщение: 633
Зарегистрирован: 06.04.09
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.09.09 17:44. Заголовок: Из истории морских п..


Из истории морских походов Славян в VII-XII вв.

Проф. К. В. БАЗИЛЕВИЧ


Восточно-славянские племена, являющиеся предками братских по крови и культуре великорусского (русского), украинского и белорусского народов, уже в глубокой древности селились на обширном пространстве Восточной Европы, между Балтийским и Черным морями.
Первые упоминания о славянах в письменных источниках относятся к началу I в. н.э. Но римские писатели оставили нам краткие сведения лишь об одной группе славян - венедах, которые, согласно их утверждениям, жили в нижнем течении Вислы; излучину морского берега к востоку от этой реки римляне называли Венедским заливом.
Движение кочевых и земледельческих племен Северного Причерноморья в III-VII вв. н.э. захватило значительную часть славянских племен и вовлекло их в борьбу с Византией. В связи с этим византийские писатели VI в. уделяли большое внимание славянам, среди которых они выделяли антов как наиболее многочисленное и сильное славянское племя. Поселения антов простирались от низовьев Дуная до побережья Азовского моря. Северная граница распространения антов в точности неизвестна, но несомненно, что их поселения встречались в Среднем Приднепровье и в значительной части бассейна Днестра.
Письменные и археологические источники свидетельствуют о том, что анты уже в начале первого тыс. знали письменность, строили города, имели развитое земледелие. И в своем общественном развитии и в области культуры анты стояли на высоком уровне. Общественный строй восточных славян - антов характеризуется разложением родовых союзов и усилением власти вождей, опиравшихся на боевые дружины.
Владея в течение длительного времени морским побережьем от Дуная до Дона, восточные славяне - анты приобрели значительный опыт в мореплавании.
Суровые условия жизни, беспрерывная борьба с многочисленными врагами - готами, аварами, Византией - выработали у славян прекрасные боевые качества. По общему свидетельству византийских писателей это были сильные и мужественные люди, легко переносившие трудности и невзгоды, зной и холод, страшные в нападении и смелые в обороне. Гордые сознанием независимости, славяне упорно защищали свои города и семьи. Особо отмечают византийские авторы умение славян сражаться на воде - на реках, озерах и морях. В военном руководстве византийцев "Стратегиконе" рассказывается об умении славян поразительно долго находиться под водой: "При этом,- говорится в руководстве,- они держат во рту специально изготовленные большие выдолбленные внутри камыши, доходящие до поверхности воды, а сами, лежа навзничь на дне (реки), дышат с помощью их, так что совершенно нельзя догадаться об их (присутствии)".
Византийские писатели VII в. упоминают о славянских лодках- однодеревках, в сооружении которых славяне считались большими мастерами. О высоком мореходном искусстве восточных славян говорит тот факт, что ант Доброгаст был приглашен Византией командовать черноморской флотилией.
В IV-VII вв. славянские народы с севера и северо-востока наступают на Византию, двигаясь в пределы империи "ромеев" несколькими потоками. Славяне совершают длительные и трудные плавания по Черному, Средиземному, Адриатическому, Эгейскому морям. Вполне вероятно, что в этих морских походах принимают самое активное участие и анты, наступавшие на Византию со стороны Причерноморья и Дуная. Российский ученый Б.А. Рыбаков, основываясь на письменных и археологических источниках, указывает на тесную взаимосвязь морских походов восточных, западных и южных славян. "В VII веке,- пишет Б.А. Рыбаков,- завоевание Византии проводится особенно интенсивно; славянские отряды идут на Солунь и далее на юг, доходя до Древней Спарты, где разместились славянские племена езерцев и милян. После того как авары собирались "вконец истребить" дунайских антов, возможно, что им и удалось изолировать их от Византии, тем более, что аварам в начале VII в. были подчинены и болгары. Любопытно отметить, что вскоре после этого появляются флотилии славянских моноксилов (однодеревок) в Мраморном море, в Геллеспонте, в Эгейском море. Славяне с моря осаждают Царьград, нападают на берега Малой Азии, на Эпир, Ахайю. В 610 г. с моря и с суши они осаждают Солунь, в 623 г. славянский флот нападает на Крит, в 642 г. славянская флотилия предприняла далекий морской поход в Южную Италию... Авары оттеснили антов, издавна владевших морским побережьем, от Византии и тем самым вынудили их предпринимать морские походы".
Греческие источники говорят о большом походе славян на Константинополь в 626 г. Новейшие исследования показывают, что этот поход был совершен именно восточными славянами.
В 765 г. византийский император Константин V, собрав для похода против болгар огромный флот, состоявший из 2000 судов, сам сел на "русские суда". Предпочтение, оказанное императором русским судам, несмотря на то, что морской флот империи был самым сильным,-лучшее доказательство того, что славянские корабли обладали высокими мореходными качествами.
О жизни славян, особенно восточных, в течение VII-VIII вв. сохранилось очень мало сведений. Между тем именно в этот период в общественной и политической жизни славянских народов произошли важные изменения. В этот период образовалось несколько крупных славянских государств: Болгария, Сербия, Чехия, Моравия, Польша. К концу VIII- началу IX в. следует отнести и возникновение восточно-славянского государства Руси с центром в Киеве на Днепре.
В сочинениях греческих писателей конца VIII- начала IX в. содержатся краткие, но весьма ценные сведения о появлении русов в причерноморских владениях византийской империи.
Так, в жизнеописании Георгия Амастридского, которое было составлено его ближайшими учениками не позже 842 г., упоминается о походе Руси (по-гречески - народа "Рос") на южное побережье Черного моря. В этом сочинении сообщается, что народ русов разорил область Пропонтиду, лежавшую на Черноморском побережье Малой Азии, и достиг Амастриды. Для нападения на Пропонтиду русам, несомненно, пришлось пересечь Черное море, так как иной возможности достичь малоазиатского берега у них не было.
В жизнеописании Стефана Сурожского рассказывается о том, что вскоре после его смерти, в конце VIII в., на Сурож (Судак) напал русский князь Бравлин, который овладел страной от Керчи до Сурожа. И этот поход русы совершили на своих судах, пройдя морем от устья Днепра до Керченского пролива.
Последующие морские экспедиции Руси имели еще больший размах. К 860 г. относится крупный морской поход русов на Константинополь. Неожиданное появление флотилии русов под стенами византийской столицы говорит о прекрасной осведомленности их в политическом положении Византии и о большом опыте морских походов. Момент для нападения был выбран очень удачно. Как раз в это время обострилась борьба Византии с арабами, и это заставило императора Михаила III летом 860 г. с основной частью войска отправиться в Малую Азию. Флот русов, не замеченный морской стражей, вошел на рейд Константинополя 18 июня на закате солнца, не встретив никакого сопротивления. Воины высадились на берег и стали разорять городские предместья. Описание этого нападения дано очевидцем его, константинопольским патриархом Фотием, в "беседах", написанных по поводу грозного нашествия русов. Фотий картинно описывает появление русов, которые, проходя мимо укрепленных стен, угрожающе простирали в сторону города обнаженные мечи. Ужас охватил все население византийской столицы.
Древняя столица могущественной империи, воины которой одержали множество побед над городами Европы, Азии и Ливии, оказалась беззащитной перед воинственными русами. "Те, для которых некогда одна молва о ромеях казалась грозною,- писал Фотий,- подняли оружие против самой державы их и восплескали руками, неистовствуя в надежде взять царственный город, как птичье гнездо". Император Михаил был вынужден возвратиться из похода, чтобы заключить с русами договор "мира и любви". Русы вернулись на суда и с богатой добычей ушли в море.
Фотий называет народ русов "дальнесеверным", т.е. живущим далеко на север от Константинополя. Это дает возможность утверждать, что русы жили к северу от Черного моря. Византиец Фотий, гордившийся могуществом своей империи, называл русов народом "незнатным". Однако после неожиданного поражения в 860 г. он вынужден был признать, что со времени этого похода народ русов приобрел славу и достиг "блистательной высоты".
Поход русов на Константинополь в 860 г. не был грабительским набегом. Арабские писатели второй половины IX в свидетельствуют о том, что между Русью (славянами) и Византией существовали постоянные торговые сношения. Ибн-Хордадбех в "Книге путей и царств" сообщает, что русские купцы привозили к Черному морю товары из отдаленных мест славянских земель. Византийское правительство взимало с них пошлину - десятину. В сочинении Фотия нет прямых указаний на причину нашествия русов, но некоторые косвенные данные об этом можно извлечь из тех обличительных частей его бесед, в которых он касается несправедливостей и насилия, чинимых греческим населением: "Тех, которые должны нам нечто малое и незначительное, мы жестоко истязали и наказывали... и не обращали внимания на маловажность и незначительность в сравнении с нашими долгами, но, получая себе человеколюбивые прощения многого и великого, других за малое бесчеловечно ввергали в рабство". Вряд ли эта фраза заключает в себе лишь отвлеченную риторику. Речь, очевидно, шла о действительном притеснении греками иностранцев, торговавших в византийской столице, с

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Руководитель Клуба




Сообщение: 634
Зарегистрирован: 06.04.09
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.09.09 17:44. Заголовок: На основании изучени..


На основании изучения письменных источников установлено, что большая русская флотилия с посаженными на суда воинами прошла к берегам Азербайджана Черным морем и Керченским проливом, достигла Дона, поднялась по этой реке до волока на Волгу и спустилась в Каспийское море. Русские вошли в устье р. Куры, разбили высланные против них войска и, преследуя бегущих, овладели городом Бердаа. По рассказам восточных писателей, Бердаа в Х в. был одним из самых крупных и богатых городов на всем переднем Востоке; его называли "Багдадом Кавказа". Ион-Мискавейх сообщает, что вступившие в город русы стали успокаивать жителей: "Нет между вами и нами разногласия в вере. Единственно, чего мы желаем, это власти. На нас лежит обязанность хорошо относиться к вам, а на вас хорошо повиноваться нам". Во время дальнейшей борьбы часть жителей вместе с русскими отражала нападение мусульман. Местный арабский правитель Марзубан-ибн-Мухаммед собрал против русов большое войско. Около шести месяцев, а по другим сведениям даже в течение целого года русы выдерживали осаду, пока не были обессилены вспыхнувшей среди воинов эпидемией.
"Слышал я от людей, которые были свидетелями этих русов, - сообщает Ибн-Мискавейх, - удивительные рассказы о храбрости их, о пренебрежительном их отношении к собранным против них мусульманам. Один из этих рассказов был распространен в этой местности, и слышал я от многих, что пять людей русов собралось в одном из садов Бердаа; среди них был безбородый юноша, чистый лицом, сын одного из начальников, а с ним несколько женщин - пленниц. Узнав об их присутствии, мусульмане окружили сад. Собралось большое число дейлемитов и других, чтобы сразиться с этими пятью людьми. Они старались получить хотя бы одного пленного из них, но не было к нему подступа, ибо не сдавался ни один из них. И до тех пор не могли они быть убиты, пока не убили в несколько раз большее число мусульман. Безбородый юноша был последним, оставшимся в живых. Когда он заметил, что будет взят в плен, он влез на дерево, которое было близко от него, и наносил сам себе удары кинжалом своим в смертельные места до тех пор, пока не пал мертвым. Оставшиеся в живых русы ушли с добычей и пленниками в устье р. Куры, где их ожидали суда. На них они отплыли обратно".
Поход русских в Бердаа в 943-944 гг. хронологически совпадает с отмеченным в нашей летописи походом Игоря на Дунай в 944 г. Учитывая неточность дат, указанных в нашей летописи, и условности перевода мусульманского календаря на христианское летоисчисление, вопрос о том, какой из этих походов был совершен раньше, может быть решен на основании изучения общей исторической обстановки и внутренней связи между походами. Трудно прежде всего допустить, чтобы русские, понеся большие потери, при уходе из Бердаа, могли сразу же отправиться в поход против такого могущественного противника, каким являлась Византия. Между тем обратная последовательность этих событий, т.е. сначала поход на Дунай, а затем экспедиция в Каспийское море, была вполне возможна, так как поход Игоря против Византии закончился без боевых столкновений заключением прочного мира - "дондеже солнце сияет и мир стоит".
Упорное стремление русских укрепиться на берегах Черного моря и овладеть речными и морскими путями, соединявшими среднее Приднепровье с восточными и южными рынками, выражало насущные потребности молодой, полной силы и жизненной энергии Киевской державы. С Византией и юго-славянскими землями ее связывали не только экономические, но и политические и культурные интересы. Однако не было забыто и далекое от Киева Балтийское море, откуда начинался приобретший международное значение путь из Балтики в Черное море. На северном участке этого пути, на Волхове, у Ильменьского озера, лежал один из самых древних русских городов - Новгород.
Новгород, благодаря своему выгодному географическому положению, очень рано приобрел значение важного центра для сношений со странами Балтийского бассейна: Скандинавией, Данией и городами северо-восточной Германии. Наиболее ранние сведения о торговле с ними встречаются в письменных памятниках XI в., но многочисленные находки на новгородской территории предметов, привезенных из других стран, в том числе западноевропейских монет, датируемых IX-Х вв., указывают на существование более ранних торговых сношений. В XI-XII вв. главным пунктом торговли с Новгородом был остров Готланд с городом Висби, где существовала постоянная колония северо-германских купцов, главную роль среди которых играли купцы из города Любека. С XI в. поездки на восток совершались главным образом по Финскому заливу, Неве и Волхову. Недалеко от впадения Волхова в Ладожское озеро стоял древнерусский город Ладога. В XIII в. в нем жили приезжие иностранные купцы, построившие для себя церковь св. Николая. В самом Новгороде фактория "готских" купцов (жителей Готланда русские без различия национальностей называли "готами") возникла не позже середины XII в.
Торговля западных стран с Новгородом имела двусторонний характер. С Запада поступали оружие, металл, ткани, украшения и пр. Из Новгорода вывозились меха, воск, мед, кожи, рыба. После того как в XI-XII вв. новгородские владения распространились на огромную территорию к северу от Онеги до Печоры и Уральских гор, Новгород стал обладателем неисчерпаемых запасов продуктов морских и лесных промыслов. Не ограничиваясь эксплуатацией северных богатств, новгородцы играли значительную роль в торговле южных и северо-восточных русских городов. По отрывочным летописным источникам можно установить их присутствие в Киеве, Чернигове, на Волыни, в Суздале.
Растущее значение Новгорода как одного из главных центров торговли Киевской Руси и его древние связи с Балтикой вызывали естественное стремление новгородцев удержать за собой побережье Финского залива. Особенно было важно держать в своих руках выход из Невы в Финский залив. За этот выход новгородцам пришлось вести длительную борьбу со шведами. Последние, устроив опорный пункт недалеко от г. Або, заняли в XII в. северо-западный берег Финского залива. Обычными союзниками новгородцев в борьбе со шведами были карелы, жившие в бассейне Ладожского озера. В XI и XII вв. новгородцы окончательно утвердились на южных берегах Финского залива, получивших впоследствии название Водской земли (от имени племени Водь). Все попытки шведов вытеснить новгородцев с этой территории и поставить под угрозу сообщение по Невско-Волховскому пути терпели неудачи. Одновременно Новгород распространял свое влияние на запад от Чудского озера. Летопись неоднократно отмечает походы новгородцев в Эстонию, во время которых они доходили до морского побережья.
Еще в 1030 г. Ярослав Мудрый основал город Юрьев (ныне город Тарту Эстонской ССР). Этот город был населен смешанным эстонско-русским населением.
Несмотря на неполноту и отрывочность сведений источников, относящихся к истории новгородской торговли в этот период, можно все же установить, что новгородцы имели морские суда для посещения прибалтийских стран. Во время борьбы Ярослава Мудрого с братом Святополком, которого поддерживал польский король Болеслав, Ярослав, потерпев сначала поражение, бежал в 1018 г. в Новгород и хотел идти за море для сбора наемной дружины. Новгородцы не пустили князя, разбили приготовленные лодьи и сказали ему: "Хочемся и еще бити с Болеславом и с Святополком". Ярослав победил своих противников и занял Киев. В новгородской летописи сохранилось известие, что при возвращении новгородцев с острова Готланда в 1130 г. в море погибло семь лодей, часть людей и весь товар потонул, а спасшиеся вышли на берег нагими ("нази") и вернулись в Новгород.
В 1142 г. купеческий караван в составе 3 лодей, следовавший в Новгород, подвергался в море нападению со стороны эскадры из 60 шнек, посланной шведским королем и епископом. Нападение было отбито с большим успехом: нападавшие потеряли три шнеки и 150 человек. Купеческие суда названы в летописи русским термином "лодьи" в противоположность иноземным "шнекам"; весьма возможно, что "лодьи" принадлежали новгородцам, которые возвращались из обычного похода "за море".
На самостоятельные морские походы русских купцов на о. Готланд и в немецкие земли совершенно ясно указывает договор Новгорода с немцами, заключенный в 1195 г. Он обеспечивал свободное посещение этих стран новгородцами на тех же условиях, которые существовали для приезжавших в Новгород немцев и жителей Готланда. Договор 1195 г. подтверждал ранее действовавший порядок ("подтвердихом мира старого") и был заключен после каких-то серьезных враждебных действий со стороны шведов и немцев. Сохранилось известие, что в 1188 г. варяги (норманны) совершали нападения на новгородцев, по видимому, на Скандинавском берегу, а немцы - на Готланде. В ответ на эти насилия весною 1188 г. новгородцы вынуждены были прекратить морскую торговлю и не отпустили ни одного из своих людей за море ".
Таким образом, новгородцы упорно боролись за свободу плавания по Балтийскому морю, с которым они издавна были связаны жизненными экономическими интересами.
Очень рано новгородские морские суда появились и в Баренцевом море. Имеется указание, что уже около 1200 г. норвежцы вынуждены были держать в северных областях Норвегии морскую стражу для защиты своих земель от возможного нападения русских.
Итак, в истории древней Руси борьба за свободу речных сообщений и морских путей занимала видное место, флот русов, неожиданными появлениями наводивший ужас на жителей Царьграда, поддерживал требования киевских князей, угрожал господству могущественной Византии в бассейне Черного моря. Успех этих отважных и дерзких предприятий производил большое впечатление на современников и отразился даже на самом названии Черного моря, которое стали называть "Русским морем". История далекого от Киева Тмутараканского княжества связана с попыткой создать постоянную морскую базу на побережье. Азовское море некоторое время полностью контролировалось русскими, стало внутренним русским морем. Флотилии русских судов неоднократно появлялись в Каспийском море. На северо-западе происходило медленное, но уверенное продвижение русских в нескольких направлениях к Балтийскому морю. В то же время отважные русские мореходы осваивали берега Студеного моря.
Однако сложившаяся в конце XII в. и в первой половине XIII в. на востоке Европы историческая обстановка не только задержала этот процесс, но и отбросила на несколько веков русское население от морских берегов. С образованием русских феодальных княжеств государственное единство Киевской державы было утрачено. Славянское население восточной Европы вступило в период феодальной раздробленности, наполненный кровавыми междоусобицами князей, 3анимавшие южные степи половецкие орды перерезали пути к Черному морю. В конце XII века в юго-восточной Прибалтике появились немецкие рыцари, образовавшие на захваченной территории разбойничий орден меченосцев (Ливонский орден). В середине следующего столетия вся восточная Европа стала жертвой страшного погрома, произведенного полчищами Батыя. С образованием Золотой Орды русские земли подпали под власть чужеземных завоевателей. Русский народ оказался почти отрезанным от морей, что губительно отражалось на его экономическом и культурном развитии. Однако тяга к морю не исчезла в русском народе даже в самое тяжелое время феодальной раздробленности и господства Золотой Орды. Она с новой силой возродилась после того, как в конце XV в. сложилось могущественное Русское государство, предъявившее врагам - Ливонскому ордену, Швеции, Крымскому ханству и Турции - свои исторические права на открытые выходы к морям, омывающим берега великой Восточно-европейской равнины. В упорном и успешном движении русского народа к морю выражалась устойчивость древней традиции, основание которой было положено смелыми морскими походами восточных славян.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 3
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет