Костюм. 1. Нижняя рубашка. (версия) Материал лен домотканного производства полотняного переплетения, ручные швы(назад иголка) льняными нитками. Данная выкройка ( с боковыми вставками №2) используется на основе кроя, соответствующего ширине этнографического домотканного полотна (40 см).
Скрытый текст Т.к. при раскопках на территории Руси были найдены только отдельные фрагменты рубах, крой рубахи восстанавливался по этнографическим данным. (М.И.Васильева, С.Л. Васильевой "Новгородский традиционный костюм", изд. "Искусство - СПб" 2010г. и "ТРАДИЦИОННЫЙ КОСТЮМ НОВГОРОДСКОГО КРАЯ"(Методические рекомендации в помощь самодеятельным коллективам). - Новгород, 1989.)
Бытование подобного кроя в раннем средневековье доказывает находка византийской рубахи.
Скрытый текст http://members.ozemail.com.au/~chrisandpeter/manazan_shirt/manazan_instructions.htm Так же, данный крой не противоречит общему крою рубах эпохи викингов
http://scald.nm.ru/biblio/kostum/Tunik.htm Выкройка не противоречит статьям: «Одежда славян IX-XIII вв. Пособие по реконструкции», представленной на сайте
http://www.dom-np.narod.ru/rekon/stl/dresslav.html Фото реконструкции:
Скрытый текст Пуговица Бронза, литье. Нашита на верхнюю и нижнюю рубахи.
Грибовидной формы. Пуговица аналогична найденным в Новгороде. "Ювелирные изделия древнего Новгорода X-XV вв." Седова М.В. Судя по расположению подобных пуговиц в курганах ими застёгивали вороты мужских и женских рубах.
Скрытый текст Фото реконструкции:
Скрытый текст 2. Верхняя рубашка. (версия) Материал лен домотканного производства полотняного переплетения, ручные швы(назад иголка) льняными нитками. Данная выкройка ( с боковыми вставками №2) используется на основе кроя, соответствующего ширине этнографического домотканного полотна (40 см). Крашена мареной с железом.
Скрытый текст Т.к. при раскопках на территории Руси были найдены только отдельные фрагменты рубах, крой рубахи восстанавливался по этнографическим данным. (М.И.Васильева, С.Л. Васильевой "Новгородский традиционный костюм", изд. "Искусство - СПб" 2010г. и "ТРАДИЦИОННЫЙ КОСТЮМ НОВГОРОДСКОГО КРАЯ"(Методические рекомендации в помощь самодеятельным коллективам). - Новгород, 1989.)
Бытование подобного кроя в раннем средневековье доказывает находка византийской рубахи.
Скрытый текст http://members.ozemail.com.au/~chrisandpeter/manazan_shirt/manazan_instructions.htm Так же, данный крой не противоречит общему крою рубах эпохи викингов
http://scald.nm.ru/biblio/kostum/Tunik.htm Выкройка не противоречит статьям: «Одежда славян IX-XIII вв. Пособие по реконструкции», представленной на сайте
http://www.dom-np.narod.ru/rekon/stl/dresslav.html Фото реконструкции:
Пуговица Бронза, литье. Нашита на верхнюю и нижнюю рубахи.
Грибовидной формы. Пуговица аналогична найденным в Новгороде. "Ювелирные изделия древнего Новгорода X-XV вв." Седова М.В. Судя по расположению подобных пуговиц в курганах ими застёгивали вороты мужских и женских рубах.
Скрытый текст Фото реконструкции:
Скрытый текст 3. Верхняя шерстяная рубашка. (версия) Материал домотканная шерсть саржевого переплетения 2 через 2, ручные швы(назад иголка) льняными нитками. Данная выкройка ( с боковыми вставками №2) используется на основе кроя, соответствующего ширине этнографического домотканного полотна (40 см).
Скрытый текст Т.к. при раскопках на территории Руси были найдены только отдельные фрагменты рубах, крой рубахи восстанавливался по этнографическим данным. (М.И.Васильева, С.Л. Васильевой "Новгородский традиционный костюм", изд. "Искусство - СПб" 2010г. и "ТРАДИЦИОННЫЙ КОСТЮМ НОВГОРОДСКОГО КРАЯ"(Методические рекомендации в помощь самодеятельным коллективам). - Новгород, 1989.)
Бытование подобного кроя в раннем средневековье доказывает находка византийской рубахи.
Скрытый текст http://members.ozemail.com.au/~chrisandpeter/manazan_shirt/manazan_instructions.htm Так же, данный крой не противоречит общему крою рубах эпохи викингов
http://scald.nm.ru/biblio/kostum/Tunik.htm Выкройка не противоречит статьям: «Одежда славян IX-XIII вв. Пособие по реконструкции», представленной на сайте
http://www.dom-np.narod.ru/rekon/stl/dresslav.html Покраска проведена натуральными красителями (кора крушины+алюмо-калиевые квасцы)
Фото реконструкции:
Скрытый текст Пуговица Бронза, литье. Нашита на верхнюю и нижнюю рубахи.
Грибовидной формы. Пуговица аналогична найденным в Новгороде. "Ювелирные изделия древнего Новгорода X-XV вв." Седова М.В. Судя по расположению подобных пуговиц в курганах ими застёгивали вороты мужских и женских рубах.
Скрытый текст Фото реконструкции:
Скрытый текст 4. Свита. Версия. Материал - домотканный лен полотнянного переплетения, ворот с прямым глубоким разрезом, воротничок-стоечка, обшлаги наа рукавах и подоле из домотканного шелка полотнянного переплетения, грибовидные пуговицы. Покраска - корень морены с сульфатом железа.
Основа кроя, соотвествует ширине этнографического домотканного полотна, крой восстановлен по этнографическим данным, бытование подобного кроя в эпоху викингов доказывает находка византийской рубахи. Воротник- версия нахдоки в погребении номер 7 Мартирьевской паперти Софийского собора в Новгороде. (Седов Вл.В. "Погребение 7 в Мартирьевской паперти Софийского собора в Новгороде и золотое шитье с изображением Вознесения Александра Македонского" .Московская Русь.М.,2008, стр 64-89) Воротничок стоечка - версия на основе находок в погребениях 65 и 83 Деревянницкого могильника.(Конецкий В.Я. "Древнерусский грунтовый могильник у поселка Деревяницы около Новгорода" Новгородский исторический сборник 2(12)) Примером, изобразительного источника, украшения шлеком верхней одежды служит миниатюра Изборника Святослава 11в, археологическим примером служит деталь одежды найденная в Новгороде датируемая 11в, представленная в Новгородском музее заповеднике.
Основа кроя восстановлена по ряду признаков описанных по находкам в погребении номер 7 Мартирьевской паперти Софийского собора в Новгороде, и их аналогиям проведенным с находками обнаруженными в Деревянницком могильнике, и, непосредственно в Новгороде, в частности
Новгород: опястье (золотые шелковые, гладью нити на проем, грибовидные серебрянные пуговицы с позолочением)
Софийский собор: манжеты(золотая нить), воротник (золотая нить гладью настилом по форме), воротничок стоечка (золотая нить, грибовидная пуговка)
деревянницкий: воротнички стоечки (золотая нить, гладью в прокол)
Все элементы изготовлены из шелка, со следами натурального крашения.
(Седов Вл.В. "Погребение 7 в Мартирьевской паперти Софийского собора в Новгороде и золотое шитье с изображением Вознесения Александра Македонского" .Московская Русь.М.,2008, стр 64-89)
(Конецкий В.Я. "Древнерусский грунтовый могильник у поселка Деревяницы около Новгорода" Новгородский исторический сборник 2(12))
(игнашина Е.В. "Древнерусское лицевое и орнаментальное шитье в собрании Новгородоского музея: каталог - Великий Новгород")
Скрытый текст Скрытый текст Скрытый текст фото реконструкции:
Скрытый текст Пуговица Бронза, литье. Нашита на верхнюю и нижнюю рубахи.
Грибовидной формы. Пуговица аналогична найденным в Новгороде. "Ювелирные изделия древнего Новгорода X-XV вв." Седова М.В. Судя по расположению подобных пуговиц в курганах ими застёгивали вороты мужских и женских рубах.
Скрытый текст 5. Нижние порты. (версия) Материал - конопля фабричного производства полотняного переплетения, швы машинные хлопковыми нитями. Ширина штанин 40 см, что соответствует ширине полотна этнографической домоткани (40 см)
Т.к. при раскопках на территории Руси не было обнаружено сохранившихся штанов, реконструкция ведется по останкам найденным в Хедебю и в Бирке
http://rpg.moldnet.md/text/vikings_wear/vik_wear.htm#_2.%D0%A8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%8B. Подобный крой так же соответствует этнографическим данным.
http://www.narodko.ru/article/kroy/mugckie_porty_vykroika.htm Скрытый текст Порты изготовлены по выкройке взятой с сайта
http://www.dom-np.narod.ru/rekon/stl/dresslav.html Так же аналогичный крой имеют остатки портов из Хедебю и Бирки.
Скрытый текст Покраска проведена натуральными красителями (кора дуба+алюмо-калиевые квасцы)
Фото реконструкции:
6. Стяжные простые поршни из цельного куска кожи. Из кожи КРС, сшиты льняными вощёнными нитками. Все швы пролиты пчелиным воском с обеих сторон. Сам поршень пропитан маслом. На мыске выполнен плетённый узор из тонкой кожи как на оригинале.
Источник:«К истории кожевенного и сапожного ремесел Новгорода Великого» Изюмова С.А.
Скрытый текст Фото реконструкции:
Скрытый текст 7. Простые мягки туфли. Свиная кожа, сшиты льняными вощёными нитками выворотным швом.
Выворотный шов. К истории кожевенного и сапожного ремесел Новгорода Великого, Изюмова С.А.
Скрытый текст Туфли по всей поверхности пропитаны смесью воска и масла, что предохраняет их от промокания.
Внутри положена войлочная стелька, которая тоже пропитана воском.
1 — детская туфелька (23-27-187);К истории кожевенного и сапожного ремесел Новгорода Великого, Изюмова С.А.
Скрытый текст Так же подобные туфли были найдены в Ладоге, и Новгородском (Рюриковом) Городище.
Изюмова С.А., К истории кожевенного и сапожного ремесел Новгорода Великого
Сборник: Труды Новгородской археологической экспедиции. Том 2. Материалы и исследования по археологии СССР (МИА), № 65, под ред. А.В. Арциховского и Б.А. Колчина, М., 1959
http://www.archeologia.ru/Library/Book/a429419526fe Фото реконструкции:
Скрытый текст 8. Сапоги. Новгород, 11 век. (версия) Мягкие полусапожки, состоящие из вытяжного верха и подошвы. Материал кожа КРС, сшиты льняными вощёными нитками.
Рис. 8. Основные типы обуви. 7 — полусапожок (18-25-91) К истории кожевенного и сапожного ремесел Новгорода Великого, Изюмова С.А., Иллюстрации
Скрытый текст Голенище сшито потайным тачным швом.
3 — потайной тачной шов; К истории кожевенного и сапожного ремесел Новгорода Великого, Изюмова С.А., Иллюстрации
Скрытый текст Подошва пришита потайным швом с припуском на край.
4 — потайной шов с припуском на край. К истории кожевенного и сапожного ремесел Новгорода Великого, Изюмова С.А.
Скрытый текст Версией является увеличение длины голенища подобных сапожек, в оригинале его длина составляет 14-15 см, в нашей же попытке реконструкции мы увеличиваем эту длину почти до колена.
Изюмова С.А., К истории кожевенного и сапожного ремесел Новгорода Великого
Сборник: Труды Новгородской археологической экспедиции. Том 2. Материалы и исследования по археологии СССР (МИА), № 65, под ред. А.В. Арциховского и Б.А. Колчина, М., 1959
http://www.archeologia.ru/Library/Book/a429419526fe фото реконструкции:
9. Обмотки с крючками Матариал: Шерсть домотканная, саржевого переплетения "елочка", окрас натуральными красителями (корень морены с сульфатом железа, крушина с купоросом.). Ширина 12см, длинна 3м Для закрепления используются крючки(версия) из Рюриково городище.
Источник: Про онучи(обмотки) найденные на новгородской земле(Залахтовье) упоминается в статье "ДРЕВНИЕ ЭСТЫ НА ЗАПАДЕ НОВГОРОДСКОЙ ЗЕМЛИ", ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК том 76 № 4 2006г.
Использование обмоток в новгородской земле подтверждается находками крючков их крепления в Рюриковом городище.
Фото:
Скрытый текст а. Пара бронзовых крючков в коленной области мужского погребения Бирка Bj903, Швеция, 10 в. (по: Arbman 1940-43).
b. Аналогичный бронзовый крючок. Рюриково Городище, 9-10 вв. (по: Носов 1987).
Фото реконструкции:
Скрытый текст 10. Пояс. Поясной набор – кожа КРС, литые латунная пряжка, хвостовики 3 шт, накладки 2-х типов общим чилом 119 шт, разделительные кольца 2 шт. Новгород ,10 в.
Источник – Источник - находки найденные в Новгороде датирующиеся 11 веком представленные в Новгородском музее.
В.В.Мурашева. Древнерусские ременные наборные украшения (Х-XIII вв.) В.В.Мурашева
РЕКОНСТРУКЦИЯ ОБЛИКА ДРЕВНЕРУССКОГО НАБОРНОГО ПОЯСА Х-Х1 вв.
Фото источника представленного в Историческом музее г. Новгорода, и реконструкции отдельных элементов пояса:
Скрытый текст Фото реконструкции пояса в целом:
Скрытый текст 11. Новгородский кошелёк купца. 10-11 вв. (версия) Материал: конверт - толстая кожа, подкладка - более тонкая кожа. Сшит вручную льняными вощёными нитками.
За основу кошелька взят экспонат из Новгородского музея:
Скрытый текст Фото реконструкции:
Скрытый текст 12. Стяжной кожаный кошель из Новгорода. (версия) Материал- тонко выделанная овчина. Данный мешок мог использоваться для ношения кремня и кресала. Кожа пропитана маслом для предотвращения намокания.
Фото из Новгородского музея заповедника:
Скрытый текст Фото к истории кожевенного и сапожного ремесел Новгорода Великого, Изюмова С.А.:
Скрытый текст 13. Носки (версия) Носки, вязанные в стиле Осло в 4 нити костяной иглой, длина до щиколотки
Материал: козья шерсть
Источник:
Версия на основе распространения вязаных вещей в раннем средневековье.
Носки из ГИМа.
Скрытый текст Носки эпохи викингов.
http://rpg.moldnet.md/text/vikings_wear/vik_wear.htm#_4.%D0%9D%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B8. Находки вязаных вещей в Новгороде
Скрытый текст Фото реконструкции:
Скрытый текст 14. Нож бытовой (версия) Материал: сталь трехслойный пакет, рукоять дуб, всадной монтаж.
Самый ранний тип новгородского ножа. Лезвие узкое, клиновидное, удлиненной пропорции. Ширина лезвия не превышала 14 мм. У версии - 16 мм. Длина лезвия у подавляющей массы ножей колебалась в пределах 70—80 мм; но изготовлялись также малые ножи с лезвием длиной 40 мм и большие — до 120 мм. У версии - 10,5 см. Клинки ножей всегда насаживались на массивную, длинную деревянную или костяную рукоятку, которая была длиннее клинка ножа и редко — короче 10 см. У версии - 11 см. Такая форма ножа — характерная и единственная для X, XI вв. до начала XII в ("Железообрабатывающее ремесло Новгорода Великого", Колчин Б.А.). Нож относится к универсальны бытовым ножам. Рис 43, Ж.
Скрытый текст Ножны.
Материал - кожа. Без украшений, ручной шов, нить - лен. Ремешок для подвеса (рис. 10, 3).
Скрытый текст Источник: "К истории кожевенного и сапожного ремесел Новгорода Великого", Изюмова С.А.
Фото реконструкции:
Скрытый текст 15. Нож трофейный (версия) Трофейный нож выигранный в Петербургском турнире по раннесредневековым боям 30 марта 2013 года.
Материал: сталь трехслойный пакет, рукоять дуб, всадной монтаж, обмотка латунной проволокой.
Версия ножа с Готланда
Скрытый текст Скрытый текст Фото:
16. Плащ (Версия) Двухслойный плащ , прямоугольной формы, длина до икр. Тип "Вотола" (плащ-полотнище). Материал- суконная шерстяная ткань полотняного переплетения и домотканый лен. Красного цвета, крашенный мареной с алюмокалиевыми квасцами. Скрепляется подковообразной фибулой на шее.
Фото выкройки:
Скрытый текст Плащ изготовлен по выкройке. Каждая из частей полотна равна 40 см, что соответствует ширине этнографического домотканого полотна.
Древнерусская одежда IX-XIII вв.// Древняя одежда народов Восточной Европы. М., 1986
http://www.kidsoft.ru/arch-2005/files/web_design/wd_24/odeghda_men_plash.htm Плащи эпохи викингов.
http://rpg.moldnet.md/text/vikings_wear/vik_wear.htm#_10.%D0%9F%D0%BB%D0%B0%D1%89. Фото реконструкции:
17. Шапка (Колпак)(Версия) Материал:
Домотканная шерсть саржевого переплетения 2х2. Покраска мореной с алюмо-калиевыми квасцами. Мех бобра. сшита рручным швом "назад иголкой".
Как источник использовалась миниатюра из "Изборника Святослава"(1073г)
Княжеское семейство. 11 век. Изборник Святослава. Скрытый текст Так же, как этнографический источник, можно использовать цитаты из саг:
Сага о Гисли
"На Торкеле русская меховая шапка и серый плащ, скрепленный у плеча золотою пряжкой..."
Сага о Ньяле
"Конунг подарил ему одежду со своего плеча, расшитые золотом рукавицы, повязку на лоб с золотой тесьмой и меховую шапку из Гардарики."
18. Крест. Материал - серебро, чернение. Крест скандинавского типа.
Источники: находка представленна в НГМЗ
Фото реконструкции:
Скрытый текст